Роль Центрального Банка в Российской ФедерацииПравовой статус Центрального банка Российской Федерации, его права и обязанности определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции Федерального закона от 2б апреля 1995 г, № 65-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями. Банк России является юридическим лицом, однако не регистрируется в налоговых органах.

Как юридическое лицо он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, но получение прибыли не является целью его деятельности. Банк России самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности независим от органов государственного управления экономикой, однако подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти.

Высшим органом Банка России является совет директоров, в который входит председатель Банка России и 12 членов, которые должны работать в банке на постоянной основе.
Совет директоров выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • осуществляет оперативное руководство денежной системой страны;
  • определяет структуру Центрального банка, формы и размеры оплаты труда служащих банка;
  • утверждает смету расходов и отчет о годовой деятельности банка;
  • определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России;
  • принимает решение об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций, о величине резервных требований, об изменении процентных ставок Банка России, о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России, о выпуске в обращение новых банкнот и др. Возглавляет совет директоров председатель Банка России, который назначается Государственной Думой на четыре года по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не имеет права занимать эту должность более трех сроков подряд.

Председатель и члены совета директоров не могут состоять в общественно-политических партиях и религиозных организациях, не имеют права работать по совместительству (кроме педагогической и научно-исследовательской работы) в прочих кредитных учреждениях, разглашать служебную информацию и получать кредиты на потребительские нужды в других банках. Центральный банк является главным банком государства и признается единственным на территории страны органом денежно-кредитного и валютного регулирования экономики.

Следующим уровнем управления Банком России является центральный аппарат, который состоит из главных управлений и департаментов, например; финансовый департамент, департамент исследований и информации, департамент внешних и общественных связей или главное управление безопасности и защиты информации, главное управление недвижимости и т. д.

Следующий уровень — это территориальные учреждения, вычислительные центры, расчетно-кассовые центры, учебные заведения, подразделения безопасности, полевые учреждения и др. На 1 января 1999 г. организационная структура Центрального банка включала: центральный аппарат, 60 главных управлений, 19 национальных банков, 1195 расчетно-кассовых центров, 13 банковских школ, учебно-методический центр, центр подготовки персонала, 19 организаций, подведомственных ЦБ.

Основными целями Банка России являются: защита и, обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики Центрального банка приведены ниже.

  1. Процентные ставки по операциям Банка России. Закон предусматривает, что банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Причем процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. К таким операциям относятся выдаваемые кредиты или депозитная политика. С целью защиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов Банк России постоянно корректирует процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям. Так в 1998 г. в феврале ставка рефинансирования изменилась с 28 до 42%, в мае — с 30 до 50%, а затем до 150%, в июне — с 60 до 80%, в июле вновь снизилась до 60%. С 10 июля 2000 г. ставка была установлена на уровне 28%. Диапазон колебаний процентной ставки по кредитам «овернайт» составлял 40 — 250%, Самая высокая процентная ставка была объявлена 17 августа 1998 г. — 250% годовых.
  2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России кредитными учреждениями и коммерческими банками (резервные требования). Посредством изменения норматива резервных средств банк регулирует объем выдаваемых коммерческими банками кредитов и возможности осуществления ими депозитной эмиссии.

По законодательству нормативы обязательных резервов в России не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. До февраля 1998 г. нормативы обязательных резервов устанавливались в зависимости от сроков и видов привлечения кредитными организациями денежных средств в рублях и иностранной валюте. При этом чем выше срок привлечения средств, тем ниже нормативы. Например, на 31 января 1998 г. действовали следующие нормативы;

  • по рублевым счетам:
  1. до востребования и до 30 дней — 14%;
  2. по срочным счетам от 31 до 90 дней — 11%;
  3. по срочным обязательствам свыше 90 дней — 8%;
  • по средствам в иностранной валюте — 9%;
  • по вкладам физических лиц в Сбербанке России (в рублях)— 8%.

Для упрощения механизма резервирования был введен единый норматив по рублевым и валютным обязательствам коммерческих банков. Различия сохранились по привлеченным средствам юридических и физических лиц, а также по вкладам физических лиц в Сбербанке России. Например, на 10 июня 1999 г. действовали следующие нормативы:

  • средства юридических лиц в рублях и в валюте — 7%;
  • средства физических лиц в рублях — 5%;
  • средства физических лиц в валюте — 7%;
  • средства физических лиц в Сбербанке России в рублях — 5%.

В настоящее время Банк России очень часто прибегает к изменению нормативов обязательных резервов, а это отрицательно сказывается на деятельности коммерческих банков, так как они не могут быстро отреагировать на изменения резервных требований и оперативно изменить свою кредитную политику. Данный инструмент регулирования деятельности коммерческих банков является грубым и непригодным для текущего оперативного регулирования рынка ссудных капиталов. Центральный банк должен использовать этот инструмент для долгосрочного регулирования, устанавливать его на несколько лет и пересматривать в связи с необходимостью изменения динамики объема денежной массы.

3. Операции на открытом рынке, под которыми понимается купля-продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг. Это наиболее гибкий метод регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков, так как оказывает прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что активные операции на открытом рынке с целью регулирования кредитных отношений невозможны при отсутствии у коммерческих банков заинтересованности в приобретении государственных ценных бумаг. Для создания такой заинтересованности уровень дохода по ним должен быть не ниже дохода от основных активных операций.

4. Рефинансирование банков, т. е. кредитование Банком России других банков, когда последние испытывают финансовые трудности. Иными словами, Банк России выступает кредитором последней инстанции или банком банков.

С середины 1992 г, основные регулирующие мероприятия Банка России были связаны с централизованным кредитом коммерческим банкам на рефинансирование (в том числе целевых кредитов и кредитов на неотложные нужды). В настоящее время системы рефинансирования банков совершенствуются, более широко используются рыночные способы распределения централизованных ресурсов. Наиболее рациональной формой такого распределения являются кредитные аукционы, регулярно проводимые Банком России с конца февраля 1994 г. В 1996 г Центральный банк приступил к ломбардному кредитованию банков — первичных дилеров на рынке государственных ценных бумаг. Им была предоставлена возможность получения бланкового необеспеченного однодневного кредита. С 1998 г. указанные кредиты стали обеспеченными теми же государственными ценными бумагами. Кризис 1998 г. сузил возможности банков в получении кредитов в связи с исключением из ломбардного списка ценных бумаг, срок погашения которых истекал в 1998 —1999 гг., а также в связи с уменьшением поправочного коэффициента для расчета обеспечения. Однако продолжалось кредитование банков, имеющих важное значение для платежной системы страны, на условиях, определенных советом директоров Центрального банка. Такие кредиты были предоставлены 13 банкам на общую сумму 17,3 млрд. руб. сроком до одного года. В конце 1998 г. указанные кредиты в основном были погашены.

5. Валютное регулирование, т. е. купля-продажа Центральным банком иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарные спрос и предложение денег. В настоящее время проводится политика плавающего валютного курса, т. е. Банк России устанавливает официальный курс рубля к иностранным валютам на основании результатов торгов на Московской межбанковской валютной бирже. Банк России отказался от практики проведения массированных валютных интервенций и ограничил круг задач, решаемых с помощью данного инструмента.

6. Прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских позиций.

Причем Центральный банк вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях с целью проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. Все перечисленные выше инструменты и методы денежно-кредитного регулирования экономики должны служить базой основных направлений денежно-кредитной политики Центрального банка, которые представляются ежегодно не позднее 1 декабря в Государственную Думу.

Денежно-кредитная политика на макроуровне представляет собой целенаправленную деятельность Банка России по выполнению общегосударственных задач. Ее цель заключается в регулировании экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредита, ограничения роста денежной массы в обращении и ослаблении инфляционных процессов. Центральный банк определяет границы как наличной, так и безналичной денежной эмиссии путем регулирования депозитно-ссудных операций банковских учреждений. Таким образом, государство является основным субъектом денежно-кредитной политики на макроуровне.

Для совершенствования денежно-кредитной системы при Центральном банке создается Национальный банковский совет из представителей законодательных и исполнительных органов власти. Центрального банка, кредитных организаций и экспертов.

Одной из важнейших функций Центрального банка Российской Федерации является функция банкира Правительства. Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Центральном банке. Он осуществляет расчетно-кредитное обслуживание центральных органов власти в лице правительства. В обязанности Центрального банка входят посредничество в платежах казначейства и кредитование государства. Так, на 1 января 1999 г. остаток денежных средств на счетах Правительства Российской Федерации в Центральном банке составил 32 903 млн. руб. От имени Правительства Центральный банк управляет государственным долгом, т. е. размещает, погашает и осуществляет другие операции с государственными ценными бумагами, эмитированными Правительством.

Центральный банк обладает исключительным правом на выпуск наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации. Монопольное право выпуска и изъятия денег из обращения принадлежит Банку России в соответствии с его основной функцией — эмиссионного центра страны. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, каких не может иметь ни один из других банков, так как его пассивы — это средства бюджета и наличные деньги в обращении. Банкноты (банковские билеты) и металлическая монета Банка России являются единственным законным платежным средством на территории страны. На 1 января 1999 г. объем наличных денег в обращении составлял 199 018 млн. руб. В 1998 г. происходило изъятие из обращения денег старого образца и замена их на деньги нового образца, изъято в течение всего года 1323,8 млрд. руб., выпущено — 1473,6 млрд. руб. в старом исчислении.

Для наличного денежного обращения Центральный банк организует изготовление банкнот и металлической монеты, устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег, обеспечивает создание резервных фондов банкнот и металлической монеты, определяет порядок ведения кассовых операций, устанавливает признаки и порядок определения платежеспособности денежных знаков, а также порядок замены поврежденных денежный знаков и их уничтожения. Для оптимального управления денежным обращением Центральный банк разрабатывает прогнозный план денежных доходов и расходов населения Российской Федерации. Доходная часть плана содержит следующие статьи: оплата труда, социальные трансферты и другие доходы. Расходная часть — потребительские расходы, налоги и другие расходы. Превышение доходной части над расходной дает возможность определить прирост сбережений в банках, покупки валюты и наличных денег на руках.

Банк России устанавливает правила осуществления безналичных расчетов в Российской Федерации. Он является органом координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых систем. Межбанковские расчеты осуществляются через расчетно-кассовые центры Банка России.

Подразделения расчетной сети Центрального банка на 1 января 1999 г. осуществляли расчетно-кассовое обслуживание 1590 кредитных организаций и 2930 филиалов кредитных организаций, 684 ликвидационные комиссии, а также более 100 тыс. организаций, не являющихся кредитными.

Основным направлением политики Центрального банка в области расчетно-кассового обслуживания является дальнейшая модернизация расчетов, внедрение новых платежных инструментов, повышение уровня обслуживания и создание условий для управления ликвидностью. С этой целью проводится методологическая и организационная работа, активно внедряется электронный документооборот, создаются современные автоматизированные системы расчетов, работающие в режиме реального времени. Внедряются системы передачи и обработки учетно-операционной информации на принципиально новой программно-технической платформе и телекоммуникационной среде. Данные мероприятия привели к резкому сокращению платежей, осуществляющихся с помощью платежных документов на бумажном носителе. Почти не используются почтовые платежи, телеграфные платежи составляют не более 4% общего объема плате.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, выдает лицензии на ведение банковской деятельности, устанавливает для банков экономические нормативы и следит за их выполнением, применяет к банкам меры экономического и организационного воздействия вплоть до отзыва лицензии. Главной целью при этом является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации, предъявлять квалификационные требования к руководителям и главному бухгалтеру кредитной организации.

При лицензировании кредитной организации к учредителям предъявляется целый ряд требований. Во-первых, учредитель - юридическое лицо — должен иметь устойчивое финансовое положение, располагать достаточными средствами для внесения в уставный капитал кредитной организации, срок существования не менее трех лет и отсутствие задолженности перед бюджетом и внебюджетными государственными фондами. Указанные требования установлены инструкцией Центрального банка Российской Федерации за 23 июля 1998г. №75 и, регламентирующей порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности. Во-вторых, при лицензировании предъявляются особые требования к кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, включающие наличие у этих лиц высшего экономического или юридического образования и опыта руководства, а также отсутствие судимости.

Одним из требований лицензирования является минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых и действующих кредитных организаций. С 1999 г. установлены следующие размеры минимального уставного капитала:

  • для банков — 1 млн. евро;
  • для небанковских кредитных организаций — 100 тыс. евро; ф для дочерних подразделений иностранных банков — 10 млн. евро;
  • для банков, ходатайствующих о получении генеральной лицензии, — 5 млн. евро.

Основу механизма регулирования деятельности кредитных организаций, кроме необходимости выполнения действующего законодательства и нормативных актов Центрального банка в части совершенствования банковских операций, составляют обязательные экономические нормативы их деятельности. Эти нормативы, связанные с установлением минимальных уровней ликвидности, достаточности капитала и максимальных рисков, принимаемых на себя банками, являются обязательными для их выполнения с целью предотвращения неплатежеспособности и поддержания стабильности функционирования кредитных организаций. В России регулирование деятельности коммерческих банков через экономические нормативы начало осуществляться в 1992 г., когда с учетом рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору были разработаны нормативы применительно к российским кредитным организациям. При использовании такого системного подхода Банк России даже на период кризиса сохранил за собой возможность контролировать основные параметры деятельности банков.

В компетенцию Банк России входит осуществление функций по внешнеэкономической деятельности.

Он представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с иностранными центральными банками, а также в международных банках и валютно-финансовых организациях.

Центральный банк выдает раз решение на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю. Банк России является органом государственного валютного регулирования и контроля. Цели и задачи его в данной области определяются состоянием финансового сектора экономики, необходимостью поддержания устойчивости национальной валюты и принятия комплекса мер, направленных на противодействие утечке капитала. Так, в условиях кризиса и разбалансированности отдельных сегментов финансового рынка применение инструментов валютного регулирования и валютного контроля показало свою эффективность и способствовало достижению стабилизации на внутреннем валютном рынке.

Вы также можете посмотреть следующие статьи: